Меню Рубрики

Сценарий windows что это

Сценарий windows что это

В этой статье я хотела бы пояснить, когда следует использовать механизмы сценариев, рассказать о некоторых базовых концепциях их составления, а также дать ряд практических советов (см. врезку “Советы по составлению сценариев” ). Кроме того, я представлю код на VBScript, с помощью которого решается некая общая задача, и прокомментирую его. Выбор пал на VBScript, поскольку Windows поддерживает этот язык. Windows поддерживает и JScript, но в предыдущих номерах журнала, как правило, использовался VBScript, так что есть смысл сохранять преемственность.

Почему именно сценарии?

Программирование сценария занимает больше времени, чем однократное выполнение задачи вручную, – даже если за дело берется опытный специалист по программированию на VBScript, который знает проблему досконально. Если же вы не профессионал, то написание и отладка сценария займет куда больше времени, чем использование графического интерфейса. Так зачем же тогда привлекать сценарий?

Основное назначение административных сценариев – автоматизация часто повторяющихся задач. Если администратор сталкивается с задачей, которую нужно выполнить более одного раза или же регулярно, как раз имеет смысл доверить ее решение сценарию. Очевидно, что в этом случае все подобные задачи будут решаться быстро и единообразно. Кроме того, написание сценариев позволит создать инструментарий администратора, не предусмотренный в графическом интерфейсе.

Если с помощью GUI решить задачу непросто, то, может быть, стоит обратиться к утилитам командной строки, которые поставляются вместе с операционной системой или в составе Resource Kit? Желательно использовать данные утилиты всегда, когда в этом есть смысл. Но в Windows 2000 набор программ с графическим интерфейсом не соответствует в точности набору утилит командной строки, и некоторые утилиты могут не удовлетворять в полном объеме решаемой задаче. Пакетные файлы не всегда хорошо справляются с ситуацией, когда входной поток данных должен быть изменен. Кроме того, утилиты командной строки и сценарии не являются взаимоисключающими методами. Можно написать сценарии, основанные на применении утилит командной строки и при этом свободные от недостатков последних.

Scripting Host

Прежде чем перейти к созданию сценария, поясню некоторые термины. Зная, что скрывается за словами scripting host, легче понять, как это может повлиять на проект сценария, допустимо ли будет использовать в сценарии выражения и т. п.

Scripting host (машина сценариев) – это операционная среда сценария. Windows не имеет понятия о VBScript: если в командной строке ввести строчку кода на VBScript, система выдаст сообщение об ошибке. Когда Windows сталкивается с файлом, расширение которого указывает на файл-сценарий, операционная система передает файл машине сценариев для интерпретации. Машина интерпретирует предложенный сценарий, а затем передает сообщения сценария (по сути – запрос на регистрацию данных) в операционную систему Windows для исполнения.

Windows поддерживает две машины сценариев: Microsoft Internet Explorer (IE) и Windows Script Host (WSH). Выбор той или иной машины влияет на используемые в сценарии возможности. Если применяется WSH, как чаще всего и бывает, то в сценарии могут использоваться объекты WSH, но не IE, и наоборот. Машина сценария не обязана понимать содержание всех мыслимых сценариев; воспринимается только сценарий, написанный на языке машины, и тот, который ею поддерживается. Для WSH и IE “понятными” являются языки VBScript и JScript.

Элементы сценария

Каждая строка сценария – это оператор, который сообщает компьютеру, что следует сделать. Исполняемые операторы обычно имеют форму типа “действие-объект”: описываются само действие и тот объект, над которым действие совершается. Сценарий может содержать условия, при наличии которых указанные операторы должны быть выполнены. Хост сценария интерпретирует строки кода слева направо и сверху вниз, так что можно, например, получив некоторые данные в строке 10, использовать их в 30-й строке. Исключение составляют процедуры. Процедуры (функции и подпрограммы) – это набор операторов, которые выполняются только при явном обращении к ним. В данном случае процедура сразу же начинает выполняться независимо от того, из какого места кода было обращение.

Читайте также:  Как освободить физическую память компьютера windows 7

Исполняемые части сценария называются операторами. Неисполняемая часть сценария называется комментарием и должна предваряться апострофом (‘) или ключевым словом Rem. Например:

Комментарий может занимать всю строчку целиком или быть частью строки, содержащей исполняемый код. Сценарий следует документировать, чтобы не участвующий в его написании человек (или даже незнакомый с лексикой его языка) смог легко понять, для чего сценарий предназначен. Иногда в целях отладки программы в начале исполняемой строки ставят признак комментария.

VBScript “понимает” четыре типа данных: числа (number); строки (string); дата и время (date and time); булевы данные (boolean). Примеры чисел – скажем 2 или 9458. Строки – это любая комбинация символов, заключенная в двойные кавычки, например “рыба” и “Это строка %@#^>”. Дата и время должны находиться внутри символов решетки (#) и выглядеть соответственно. Так, например, #16 January 1968# и #1/01/02 11:45 PM# – нормальные с точки зрения VBScript данные. Булевы данные – TRUE или FALSE, например x Криста Андерсон – независимый автор и консультант журнала Windows NT Magazine. Ее последняя книга – “Mastering Local Area Networks”. С ней можно связаться по адресу: candersn@adelphia.net.

Советы по составлению сценариев

В следующей статье будут приведены более конкретные советы по программированию на VBScript, а сейчас ограничимся общими правилами, которых нужно придерживаться всегда:

  • строки сценария должны быть короткими: они легче читаются. VBScript допускает использование знака подчеркивания для разрыва строки, а конструкция If . Then . Else поможет избавиться от нагромождения логики в одной строке;
  • не скупитесь на комментарии. Сейчас вы еще помните, зачем нужна данная строка кода. Но вспомните ли вы об этом через полгода? А другой человек – разберется ли он без посторонней помощи в чужом коде? Убедитесь, что логика кода исчерпывающе объясняется в комментариях;
  • смешивайте регистр написания кода. Переменная oDiskSpace читается легче, чем odiskspace или ODISKSPACE. VBScript в большинстве случаев не зависит от регистра (единственное исключение – вычисление значения ASCII-символа);
  • при работе с Windows Script Host (WSH) следует использовать среду командной строки (command-line environment). WSH может исполняться в двух средах – в среде командной строки и в графической среде (по умолчанию). В первом случае вывод направляется в командное окно, если только программист не перенаправит поток данных в другое место. В графической среде вывод поступает в окна сообщений. Чаще всего используется командная среда. Некоторые операции в графической среде не работают, и если несколько строк кода генерирует вывод, то для каждой из них понадобится свое окошко сообщений. В результате работа сценария будет приостанавливаться до тех пор, пока оператор не нажмет кнопку ОК. Для исполнения сценария в командной среде следует воспользоваться одним из двух способов: предварять каждую команду сценария вызовом cscript, например:

либо установить среду командной строки в виде среды по умолчанию:

  • присваивайте имена переменным в соответствии с типом представляемых данных (т. е. имена строковых переменных должны начинаться с s, объектных – с o). Подобная практика поможет при отладке кода. В ряде случаев при несоответствии типов данных объявленным переменным работа сценария будет протекать не так, как ожидается. А если тип данных ассоциируется с названием переменной, ошибки из-за несоответствия типов переменных и данных будут выявляться быстрее;
  • заранее и в явном виде описывайте переменные. Хотя переменные разрешено описывать неявно (просто присваивая им значения), их применение можно запретить. Для этого используйте утверждение Option Explicit в самом начале файла-сценария. С этого момента любая применяемая в коде программы переменная должна явно описываться оператором Dim, что позволит ограничить число ошибок из-за случайно или неверно набранных переменных;
  • пишите сценарии в текстовом редакторе. Не применяйте для этих целей текстовый процессор с последующим сохранением данных в редакторе.
  • В сценариях часто используются кавычки, и, если текстовый процессор так или иначе преобразует их, сценарий просто не будет работать.

    Источник

    Сценарий windows что это

    В этой статье я хотела бы пояснить, когда следует использовать механизмы сценариев, рассказать о некоторых базовых концепциях их составления, а также дать ряд практических советов (см. врезку “Советы по составлению сценариев”). Кроме того, я представлю код на VBScript, с помощью которого решается некая общая задача, и прокомментирую его. Выбор пал на VBScript, поскольку Windows поддерживает этот язык. Windows поддерживает и JScript, но в предыдущих номерах журнала, как правило, использовался VBScript, так что есть смысл сохранять преемственность.

    Почему именно сценарии?

    Программирование сценария занимает больше времени, чем однократное выполнение задачи вручную, – даже если за дело берется опытный специалист по программированию на VBScript, который знает проблему досконально. Если же вы не профессионал, то написание и отладка сценария займет куда больше времени, чем использование графического интерфейса. Так зачем же тогда привлекать сценарий?

    Основное назначение административных сценариев – автоматизация часто повторяющихся задач. Если администратор сталкивается с задачей, которую нужно выполнить более одного раза или же регулярно, как раз имеет смысл доверить ее решение сценарию. Очевидно, что в этом случае все подобные задачи будут решаться быстро и единообразно. Кроме того, написание сценариев позволит создать инструментарий администратора, не предусмотренный в графическом интерфейсе.

    Если с помощью GUI решить задачу непросто, то, может быть, стоит обратиться к утилитам командной строки, которые поставляются вместе с операционной системой или в составе Resource Kit? Желательно использовать данные утилиты всегда, когда в этом есть смысл. Но в Windows 2000 набор программ с графическим интерфейсом не соответствует в точности набору утилит командной строки, и некоторые утилиты могут не удовлетворять в полном объеме решаемой задаче. Пакетные файлы не всегда хорошо справляются с ситуацией, когда входной поток данных должен быть изменен. Кроме того, утилиты командной строки и сценарии не являются взаимоисключающими методами. Можно написать сценарии, основанные на применении утилит командной строки и при этом свободные от недостатков последних.

    Scripting Host

    Прежде чем перейти к созданию сценария, поясню некоторые термины. Зная, что скрывается за словами scripting host, легче понять, как это может повлиять на проект сценария, допустимо ли будет использовать в сценарии выражения и т. п.

    Scripting host (машина сценариев) – это операционная среда сценария. Windows не имеет понятия о VBScript: если в командной строке ввести строчку кода на VBScript, система выдаст сообщение об ошибке. Когда Windows сталкивается с файлом, расширение которого указывает на файл-сценарий, операционная система передает файл машине сценариев для интерпретации. Машина интерпретирует предложенный сценарий, а затем передает сообщения сценария (по сути – запрос на регистрацию данных) в операционную систему Windows для исполнения.

    Windows поддерживает две машины сценариев: Microsoft Internet Explorer (IE) и Windows Script Host (WSH). Выбор той или иной машины влияет на используемые в сценарии возможности. Если применяется WSH, как чаще всего и бывает, то в сценарии могут использоваться объекты WSH, но не IE, и наоборот. Машина сценария не обязана понимать содержание всех мыслимых сценариев; воспринимается только сценарий, написанный на языке машины, и тот, который ею поддерживается. Для WSH и IE “понятными” являются языки VBScript и JScript.

    Элементы сценария

    Каждая строка сценария – это оператор, который сообщает компьютеру, что следует сделать. Исполняемые операторы обычно имеют форму типа “действие-объект”: описываются само действие и тот объект, над которым действие совершается. Сценарий может содержать условия, при наличии которых указанные операторы должны быть выполнены. Хост сценария интерпретирует строки кода слева направо и сверху вниз, так что можно, например, получив некоторые данные в строке 10, использовать их в 30-й строке. Исключение составляют процедуры. Процедуры (функции и подпрограммы) – это набор операторов, которые выполняются только при явном обращении к ним. В данном случае процедура сразу же начинает выполняться независимо от того, из какого места кода было обращение.

    Исполняемые части сценария называются операторами. Неисполняемая часть сценария называется комментарием и должна предваряться апострофом (‘) или ключевым словом Rem. Например:

    Комментарий может занимать всю строчку целиком или быть частью строки, содержащей исполняемый код. Сценарий следует документировать, чтобы не участвующий в его написании человек (или даже незнакомый с лексикой его языка) смог легко понять, для чего сценарий предназначен. Иногда в целях отладки программы в начале исполняемой строки ставят признак комментария.

    VBScript “понимает” четыре типа данных: числа (number); строки (string); дата и время (date and time); булевы данные (boolean). Примеры чисел – скажем 2 или 9458. Строки – это любая комбинация символов, заключенная в двойные кавычки, например “рыба” и “Это строка %@#^>”. Дата и время должны находиться внутри символов решетки (#) и выглядеть соответственно. Так, например, #16 January 1968# и #1/01/02 11:45 PM# – нормальные с точки зрения VBScript данные. Булевы данные – TRUE или FALSE, например x

    Советы по составлению сценариев

    В следующей статье будут приведены более конкретные советы по программированию на VBScript, а сейчас ограничимся общими правилами, которых нужно придерживаться всегда:

    • строки сценария должны быть короткими: они легче читаются. VBScript допускает использование знака подчеркивания для разрыва строки, а конструкция If . Then . Else поможет избавиться от нагромождения логики в одной строке;
    • не скупитесь на комментарии. Сейчас вы еще помните, зачем нужна данная строка кода. Но вспомните ли вы об этом через полгода? А другой человек – разберется ли он без посторонней помощи в чужом коде? Убедитесь, что логика кода исчерпывающе объясняется в комментариях;
    • смешивайте регистр написания кода. Переменная oDiskSpace читается легче, чем odiskspace или ODISKSPACE. VBScript в большинстве случаев не зависит от регистра (единственное исключение – вычисление значения ASCII-символа);
    • при работе с Windows Script Host (WSH) следует использовать среду командной строки (command-line environment). WSH может исполняться в двух средах – в среде командной строки и в графической среде (по умолчанию). В первом случае вывод направляется в командное окно, если только программист не перенаправит поток данных в другое место. В графической среде вывод поступает в окна сообщений. Чаще всего используется командная среда. Некоторые операции в графической среде не работают, и если несколько строк кода генерирует вывод, то для каждой из них понадобится свое окошко сообщений. В результате работа сценария будет приостанавливаться до тех пор, пока оператор не нажмет кнопку ОК. Для исполнения сценария в командной среде следует воспользоваться одним из двух способов: предварять каждую команду сценария вызовом cscript, например:

    либо установить среду командной строки в виде среды по умолчанию:

  • присваивайте имена переменным в соответствии с типом представляемых данных (т. е. имена строковых переменных должны начинаться с s, объектных – с o). Подобная практика поможет при отладке кода. В ряде случаев при несоответствии типов данных объявленным переменным работа сценария будет протекать не так, как ожидается. А если тип данных ассоциируется с названием переменной, ошибки из-за несоответствия типов переменных и данных будут выявляться быстрее;
  • заранее и в явном виде описывайте переменные. Хотя переменные разрешено описывать неявно (просто присваивая им значения), их применение можно запретить. Для этого используйте утверждение Option Explicit в самом начале файла-сценария. С этого момента любая применяемая в коде программы переменная должна явно описываться оператором Dim, что позволит ограничить число ошибок из-за случайно или неверно набранных переменных;
  • пишите сценарии в текстовом редакторе. Не применяйте для этих целей текстовый процессор с последующим сохранением данных в редакторе.
  • В сценариях часто используются кавычки, и, если текстовый процессор так или иначе преобразует их, сценарий просто не будет работать.

    Источник

    Adblock
    detector